Есть идея!

С. Лала Гамлетовна
Название Направление
Интернет - технологии в обучении информатике Опыт разработки и использования цифровых образовательных ресурсов

Образовательный процесс современной школы требует к себе особого внимания, применения новых педагогических технологий. И особенно это стало заметно с появлением Интернета в школе. Учителя, совершенствуя свой профессионализм и наполняя методические копилки, все более испытывают потребность в методической поддержке по проведению уроков с применением Интернет-технологий.

Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи ииспользования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы [1,9].

Использование Интернет-технологий переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков информатики, открывает широкие возможности раскрытия педагогического потенциала преподавателей и творческого подъема учащихся.

Обучение с применением образовательных ресурсов сети Интернет даст возможность не только ознакомить школьников с новейшими технологическими разработками, но и повысить эффективность изучения ими фундаментальных основ информатики.

Задача информатики как учебного предмета – дать учащимся основные базовые понятия современной науки, привить навыки работы на компьютере в качестве пользователя, научить способам индивидуального поиска информации и ее творческой переработки, а также грамотно работать с различными носителями информации.

Oрганизация познавательной деятельности школьников на уроке информатики. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации и главным преимуществом является возможность быстро найти нужную информацию. Использование такой технологии Интернет, как WWW или Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;
  • доступ к различным источникам информации;
  • запрос по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.

Использовать Интернет-ресурсы на уроках информатики можно при проведении уроков-практикумов, при этом ставить цели:

  • формировании навыков и умений информационно-поисковой и групповой деятельности;
  • расширение кругозора учащихся;

задачи уроков-практикумов:

  • научить представлять информацию в удобной для работы форме;
  • закреплять практические навыки работы в Интернете и с электронными таблицами;
  • рассмотреть рациональные способы поиска нужной информации.

Задания на поиск информации можно условно разделить на три вида:

  1. простые задания или упражнения (от учащегося требуется найти правильный признак, по которому можно найти информацию);
  2. сложные задания и задачи (учащемуся необходимо собрать информацию "по крупинкам", т.е. используя разные признаки и пути доступа в базе данных);
  3. исследовательские задания или проблемы (в этом случае область поисков информации считается неограниченной – необходимо использовать различные базы данных, глобальные информационные сети, все, что может помочь найти ответ на поставленную проблему).

В сети Интернет работают отечественные и зарубежные образовательные порталы, на которых размещен богатый методический и дидактический материал, как для учителей, так и для учащихся. Используя ресурсы образовательных порталов можно организовать на уроках информатики в интерактивном режиме тестирование учащихся. Интерактивный режим позволяет учащимся получить результаты теста и рекомендации.Для подготовки таких уроков могут использоваться текстовые и мультимедийные компоненты: электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Данные ресурсы формируются, структурируются и накапливаются в общедоступных on-line хранилищах учебных материалов: Федеральном центре информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru/), Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), Полнотекстовой библиотеке учебных и учебно-методических материалов Информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/) и др.

Одной из основных целей образования является формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией, использовать для этого возможности компьютера, Интернет-ресурсы, информацию на компакт дисках. Учитель информатики может организовать исследовательскую, поисковую, аналитическую деятельность учащихся, ставя перед ними задачу поиска и отбора информации. Самостоятельное исследование различных документов, первоисточников позволяет учащимся самим стать историками, аналитиками, исследователями.

Работа с электронными носителями информации помогает школьникам закрепить умения и навыки, полученные на уроках информатики. Компьютер реально становится инструментом для работы с информацией, а информационные технологии становятся неотъемлемой частью процесса обучения и самообразования.

Большие возможности в организации интересного урока нам помогает совместная работа учащихся в Документах Google. Каждый обучающийся может работать на отдельном компьютере в одном общем документе. Ученики редактируют документ вместе, всей группой. Педагог может затем просмотреть историю изменений, чтобы увидеть, какой вклад в какие элементы совместной работы внес каждый ученик. Таким образом все авторы работы разделяют ответственность за качество совместной работы. Кроме того, педагог может комментировать работу учеников в процессе написания работы.

Интернет-урок. Интернет-урок предполагает обязательную работу учащихся с ресурсами сети, но при этом учитель может как контролировать процесс обучения (т.е. выступать в роли тьютора), так и быть удалён от учащихся (элемент дистанционного обучения). Отсюда можно сделать вывод, что урок рассматриваемого типа может проводиться как дистанционно, так и в классе, оснащенном компьютерами и подключенном к сети. Это объясняется тем, что специфика проведения Интернет-урока предполагает, что в процессе выполнения заданий урока учащиеся работают с поисковыми программами, составляют различного рода таблицы, кроссворды, пользуясь при этом различными известными им редакторами, составляют презентации и т. д.

На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet-учебник. Область применения Internet-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet-учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.

Internet-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя- существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:

- сокращается путь от автора учебника к ученику;

- появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;

- сокращаются расходы на изготовление учебника;

- решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);

- появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, который уже имеется в сети Internet. Очень ценно, что доступ к Internet-учебнику возможен с любой машины, подключенной к сети Internet, что позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой либо курс дистанционного обучения.

Интегрированные уроки. Интеграция информатики с другими учебными предметами, способствует организации интегрированных уроков, что является на сегодняшний день актуальным. На таких уроках учащиеся совершенствуют навыки работы с информацией (сбор информации из разных источников, в том числе привлечение Интернет ресурсов, отбор и структурирование материала, представление информации разными способами).

С точки зрения организации самостоятельной работы на этих уроках учащиеся имеют возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функции консультанта. Это позволяет больше внимания уделять индивидуальной работе, учитывая способность и уровень подготовки учащихся.

Таким образом, компьютер позволяет активизировать учебный процесс, а главное осуществлять личностно ориентированный подход в обучении учащихся информатике.

Использование образовательных социальных сетей. В нашей школе имеется положительный опыт использования школьной образовательной сети «Дневник». Данная сеть предоставляет возможность составлять расписания уроков, вести электронный журнал или дневник, составлять отчеты о выполнении заданий и др. Также «Дневник» - это общение учителей и учеников. Также в «Дневнике» есть возможность проводить тестирования учащихся, используя готовые тесты или составлять самому.

Исследовательская и проектная деятельность. Одним из современных подходов к обучению является исследовательская деятельность учащихся. Однако существуют объекты, процессы, явления, которые трудно, а иногда и невозможно исследовать в реальной системе при различных условиях, пробовать всевозможные варианты. Например: исследование экологической системы, физических, природных явлений или экономических условий. В этих случаях незаменимы компьютерные модели, которые могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение.

В 11 классе по информатике изучается тема моделирование. Учащиеся занимаются моделированием и исследованием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенных программных средах. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам.

Большое внимание в школе уделяется обучению детей через проектную деятельность, особенно на уроках информатики. Освоение Интернет пространства позволяет участвовать учащимся в проектах, проводимых в сети. Важным фактором в этом направлении является общение, обмен информацией между детьми и учителями разных школ, разных социальных групп. У детей появляется возможность представить свою работу не только внутри школы, но и за ее пределами, получить независимую оценку своего труда, сравнить себя с другими. Для учителей это возможность «держать руку на пульсе».

Работа с одаренными детьми. Интернет открывает широкие возможности в области дистанционных олимпиад, конкурсов, конференций. Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в конкурсах «КИТ», «Инфознайка», «Бобер», Интернет-олимпиадах по информатике, телекоммуникационных турнирах и др. и добиваются высоких результатов.

Внеклассная работа по информатике. Также с помощью интернет-ресурсов, не выходя из компьютерного класса, можно посетить многие музеи мира, увидеть шедевры мировой культуры. Важно организовать во время виртуальной экскурсии познавательную деятельность учащихся. Для этого необходимо составить маршрут или сформулировать запрос поиска информации для учащихся. Важным является последующая обработка полученной информации. Необходимо, чтобы результатом виртуальной экскурсии стала творческая работа: доклад, сообщение, презентация, заполненная таблица, эссе, ответы на вопросы и т.п.

Еще одна возможность, которую можно использовать - развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в Internet лучших проектов и исследовательских работ, сочинений, гипертекстовых рефератов не только дадут возможность ученикам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому курсу.

Важным вопросом информатизации общества является не только использование существующих информационных ресурсов, но и обучение детей созданию собственных информационных ресурсов. Учащиеся должны научиться самостоятельно представлять, структурировать и выражать свои знания.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблемы освоения Интернет-технологий ждут своего решения. Это сложности с организацией открытого доступа учителей-предметников к компьютеру и выходу в Интернет, с подготовкой учителей к использованию Интернет-технологий, разработкой вопросов методики, интеграцией ИКТ в урочную деятельность, проблемы дидактического плана.

  

Список литературы

  1.  Р. Н. Абалуев, Н. Е. Астафьева, Н. И. Баскакова, Е. Ю. Бойко, О. В. Вязовова, Н. А. Кулешова, Л. Н. Уметский, Г. А. Шешерина. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч. 3. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 136 с.
  2. Григорьев С.Г. Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Томск ТГУ, 2008г. 285с.
  3. Давыденко В.А., Ромашкина Г.Ф., Чуканов С.Н. Моделирование социальных сетей. - Вестник Томскогогосуниверсита -http://www.tmnlib.ru/resources/books/pdf/Romashkina_3.pdf
  4. Дубова Н. Web 2.0: перелом в парадигме обучения. Электронный ресурс http://www.osp.ru/text/print/302/5717450.html
  5. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2009.
  6. Рудакова Д.Т. Творческое взаимодействие в образовательной Интернет-среде. С.37-39 в сб. "Развитие новых технологий в системе образования РФ. Материалы Международной научно-практической конференции (Россия, Самара, 26027 мая 2000 г.) Самара: Издательство "Парус", 2000 г. 112 стр.
  7. Сазанов В.М. Социальные сети - анализ и перспективы. Тезисы выступления на конференции ИПМ им. М.В. Келдыша "Наука - путь в будущее, проблемы и перспективы" 26-28 октября 2007 г. - http://spkurdyumov.narod.ru/sazonov.htm
  8. Тиффин Д. И Раджасингам Л. "Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе.- М.:Информатика и образование,1999.- 312 с.
  9. Ястребцева Е.Н. "Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах.- "Проект Гармония", Издательство: Творческое объединение ЮНПРЕСС, М.: 1998.-216с.

 

Комментарии


Б. Юрий Владимирович
01.10.2015 13:23:19
Уважаемая Лала Гамлетовна, в Вашей статье говорится от том, что совместная работа учащихся в Документах Google позволяет сделать урок более интересным. На мой взгляд, современные сервисы сети Интернет делают процесс обучения более интенсивным и увлекательным. Одним из таких является сервис виртуальных досок (примеров котором достаточно много в сети). Поделитесь, пожалуйста, какие ещё сервисы, используемые Вами на уроке, привлекают наибольший интерес обучающихся?
М. Юлия
04.10.2015 09:55:09
Уважаемая Лала Гамлетовна, спасибо за статью. Меня заинтересовала исследовательская деятельность в 11 классе по информатике в разделе моделирования, приведите пожалуйста примеры исследовательских проектов ребят и программные средства для их реализации.
К. Вера Ефимовна
04.10.2015 19:34:24
Уважаемая Лала Гамлетовна, меня заинтересовала Ваша внеклассная работа с ребятами. Интересно подробнее познакомиться с результатами.
П. Елена Васильевна
04.10.2015 22:09:16
Уважаемая Лала Гамлетовна, спасибо за доклад. В своей работе я также использую все описанные вами возможности Интернет. Моим ученикам очень нравиться работать над совместными проектами RealtimeBoard ( интерактивные онлайн доски для командной работы). Также их очень заинтересовал сервис LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений. Поделитесь, пожалуйста, наиболее интересными для ваших ребят проектами. Спасибо.
С. Марина Леонидовна
05.10.2015 19:40:27
Уважаемая Лала Гамлетовна, спасибо за статью.
Тема поднятая Вами несомненна актуальна на сегодняшний день. Не могли бы Вы привести описание работы с детьми в практическом аспекте при использовании Интернет-технологий на уроках информатики по любой теме школьного курса информатики.
Заранее спасибо.
З. Анна Александровна
07.10.2015 13:13:50
Спасибо за статью! Применяю на своих уроках интернет технологии и сервисы Гугл. Интересна и ваша статья.
К. Лариса Викторовна
07.10.2015 18:49:43
Любим Google-сервисы все школой! Но к сожалению на сегодняшний день они запрещены в образовательной деятельности. Чем вы можете заменить данный ресурс? Заранее благодарю за ответ.
К. Елена Германовна
23.10.2015 20:11:34
Здравствуйте, Лала Гамлетовна! Я была впечатлена Google-сервисами, когда впервые на курсах увидела возможности организации обучения. Но в сегодняшней ситуации, этот сервис запрещён в применении в ОУ. Мне также, как и предыдущему участнику в комментариях, хотелось бы узнать, нашли ли Вы замену, или как Вы выходите из сложившейся ситуации? Статья доклада мне понравилась доступностью и последовательностью изложения, актуальностью темы. Вы молодец! Желаю Вам успеха!!!.