Есть идея!

К. Жанна Васильевна
Название Направление
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ LIFE FRAME UTILITY Информационно-образовательная среда образовательной организации
Прикрепленные файлы 2

На сегодняшний день стремительное развитие технологического прогресса обусловливает ряд вызовов для педагогов, в том числе и в дошкольном образовании. Традиционные формы и методы обучения не могут в полном объеме удовлетворить потребность современных детей в получении информации. Ребенку требуются новые приемы подачи учебного материала, способные повысить также мотивацию к занятиям. В этой связи использование информационно-коммуникативных технологий в процессе работы с дошкольниками приобретает особую актуальность.

Разнообразные технические средства информатизации обладают широчайшим спектром возможностей для повышения интереса к обучению и индивидуализации образования. Одним из электронных устройств, давно и успешно применяемых прогрессивными педагогами, является веб-камера. Как правило, она активно используется для видеоконференцсвязи и для дистанционного обучения в средних и высших учебных заведениях. Простота использования веб-камеры при ее значительной функциональности позволяет найти ей применение и в дошкольных учреждениях. Речь идет не только об обеспечении безопасности и административного контроля воспитательного процесса. Так, например, широко известны исследования немецкого профессора Георга Рохолля, который предлагает использовать ресурсы камеры для укрепления воспитательного партнерства между родителями и педагогами посредством видеонаблюдения и консультирования [Рохолль, 2010; Rocholl, Sparringa, 2011]. Однако в изысканиях ученого сами дети непосредственно не взаимодействуют с техническим средством, являясь объектом длительной съемки.

В предлагаемой статье представлен опыт работы с веб-камерой как с инструментом, повышающим мотивацию обучения дошкольников. При этом, воспитанники демонстрируют максимальную вовлеченность в процесс, выступая одновременно в ролях и субъекта, и объекта деятельности. Для организации данного вида работы применяется вспомогательная компьютерная программа (утилита) компании Asus − Life Frame Utility 3.1.13. С ее помощью владельцы ноутбуков могут делать снимки, записывать видео с камеры, разнообразив съемочные процессы с помощью доступных опций. Например, режим фотосъемки позволяет накладывать на будущее изображение всевозможные рамки («джунгли», «деревня», тематические – «новый год» и т.д.). Возможно добавление эмотикона-смайла на фото, т.е. анимационного изображения маленького человека, передающего какое-либо настроение, мимику или чувство. Пользователь также может применить инструмент «Аксессуары», представляющий собой коллекцию рисунков, автоматически накладываемых на область головы снимающегося. Это могут быть различные маски, головы животных, очки, головные уборы, иные забавные эффекты – звездочки, птички и т. п. Аналогичными возможностями обладает и видеозапись. Отметим, что в ходе работы в данной программе допускается синхронное применение сразу нескольких опций (рамки, аксессуара и смайла).

Программа Life Frame поддерживает некоторые операции редактирования готовых снимков. Кроме стандартной корректировки основных параметров фото, полученного с веб-камеры, пользователь может рисовать или писать на изображении инструментом «Карандаш», добавлять мини-изображения птиц, сердец, цветов и т.д. инструментом «Штамп», накладывать рамки в неограниченных количествах.

Целью нашей работы является использование средств информационно-коммуникативных технологий (а именно веб-камеры и описанного выше сопутствующего программного обеспечения) при автоматизации поставленных звуков у дошкольников имеющих речевые нарушения.

Этап автоматизации звука обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков [Логопедия, 2002]. Цель этапа заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить ранее поставленный звук.

Работа с детьми по автоматизации поставленных звуков проводится поэтапно: сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах, предложениях. На каждом этапе (на базе указанной выше компьютерной программы) используются логопедические игры и упражнения, с помощью которых автоматизируем звуки, одновременно развиваем познавательную активность и высшие психические функции (внимание, память, мышление, воображение).

Чтобы сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка; увлечь своих воспитанников, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал, мы используем в своей работе веб-камеру с применением вспомогательной компьютерной программы Life Frame Utility 3.1.13.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном и многократном повторении. Многократное повторение одного и того же звука утомляет ребенка, поэтому необходимо разнообразить игровые приемы. На этапе изолированного звукопроизношения такие занятия проводятся в виде различных звукоподражательных игр с опорой на неречевое звучание. Так, для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков используем игровое упражнение «Кто дольше?». Ребенок и педагог «соревнуются» в правильном и длительном произношении звука перед экраном монитора. В это время в режиме фото- или видеосъемки с помощью программы Life Frame Utility применяется инструмент «Аксессуары» и во рту у играющих появляется свисток (произносим «С-с-с») или перед их лицами летает муха (тянем «Ж-ж-ж»). Победитель игры отмечается добавлением на фото эмотикона-смайла, возможно применение каких-либо других символов, имеющихся в данной программе.

В игре «Научи тигра рычать» педагог предлагает научить рычать тигра:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Разучился тигр рычать.

Нужно тигра выручать

И рычанию обучать».

Для создания образа тигра из раздела «Аксессуары» выбирается маска или уши тигренка, и помещаются на область головы ребенка. Аналогично проводится игра «Петрушка, научи», где обучающийся выступает в роли учителя, а педагог выполняет роль ученика. В режиме видеозаписи у ребенка появляются колпак, волосы и нос Петрушки. Использование данных игровых приемов помогает эффективно провести этап автоматизации изолированного звука.

Следующий этап автоматизации заключается во включении звука в слоги. Слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие, не вызывающее у ребенка конкретного образа. Поэтому слог не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. Простое произнесение слогов непонятно и неинтересно детям. Значит, работа над слогом особенно требует разнообразных игровых форм и методов.

Например, игровое упражнение «Тренажер» можно использовать при работе с детьми, которые знают буквы. В режиме съемки на будущее изображение накладывается рамка (например, «школа»), педагог пишет на изображении инструментом «Карандаш» слоги, стрелочки. Выбор букв и их расположение зависит от вида автоматизированных слогов (прямые, обратные). Ребенок, «проходя» по стрелке, произносит слоги типа: ра, ро, ру, ры, рэ; ар, ор, ур, ыр, эр.

В игровом упражнении «Счеты» ребенок произносит слог столько раз, сколько заранее добавлено с помощью инструмента «Штамп» мини-изображений птиц, сердец, цветов и т.д., либо повторяет слог с одновременным движением «Штампа».

Увлекательным и интересным для детей является игровое упражнение «Песенка». Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком. Одновременно через микрофон с помощью указанной выше программы производится запись, создается аудио- и/или видеофайл, который дети имеют возможность прослушать и «со стороны» обратить внимание на допущенные ошибки. Все названные приемы превращают однообразную и монотонную работу в интересную игру.

Подобные игры и упражнения также используются на этапах автоматизации звуков в словах и предложениях. Занятия можно значительно разнообразить, используя всевозможные варианты сочетания или синхронного применения нескольких опций (например: рамки, аксессуары и смайлы). Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком, а специалист оценивает правильность произношения поставленного звука в заученных стихах, скороговорках, считалках, а также при пересказе текстов с помощью программы Life Frame Utility.

Опыт работы показал, что использование средств информационно-коммуникационных технологий при автоматизации поставленных звуков у дошкольников, имеющих речевые нарушения, оптимизирует процесс обучения, активизирует и поддерживает работоспособность детей, повышает мотивацию. Положительным аспектом применения данной программы является возможность записать речь ребенка на видео и предоставить запись как самому воспитаннику, так и его родителям для просмотра ошибок, допущенных во время выполнения заданий или для демонстрации положительной динамики, успехов ребенка.

Использование веб-камеры и сопутствующего программного обеспечения в сочетании с традиционными логопедическими методами и приемами значительно сокращает время, затрачиваемое на автоматизацию звуков у детей. С подгруппой детей, у которых автоматизация звуков традиционными методами шла медленно, была проведена работа с применением описываемой программы. Не представляется возможным сделать скрининг или провести диагностику и привести данные в процентном соотношении, т.к. процесс автоматизации звука у каждого ребёнка очень индивидуален и занимает разные временные рамки. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что применение программы Life Frame Utility значительно ускоряет автоматизацию звуков у детей, для которых данный процесс с помощью традиционных методов является затруднительным.

Таким образом, упражнения и игры, проводимые с использованием веб-камеры, эффективны для автоматизации звукопроизношения на индивидуальных занятиях. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, повышают мотивационный аспект обучения, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

 

Литература

Rocholl, G., Sparringa, D. Der ressourcenorientierte Blick in der Frühpädagogik: VIB als ressourcenorientierte Fachberatung. Hochschule Emden-Leer, 2011. – 19 S.

Рохолль, Георг. Родители и педагоги в диалоге: укрепление воспитательного партнерства посредством видеонаблюдения и консультирования // Экология образования: актуальные проблемы: сб. науч. ст. – Вып. 4. – Архангельск: ПГУ, 2010 − С .132−135.

Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680с. – (Коррекционная педагогика).

Комментарии


Б. Юрий Владимирович
06.10.2015 10:10:05
Уважаемая Жанна Васильевна, могли бы Вы посоветовать какие-либо on-line сервисы сети Интернет для решения задачи автоматизации звукопроизношения у детей?
З. Людмила Генриховна
06.10.2015 20:14:51
Жанна Васильевна, спасибо за представленный вами опыт работы. Для меня это абсолютно новая и очень интересная форма использования веб-камеры. Спасибо за  замечательную идею!!!
Щ. Елена Владимировна
06.10.2015 20:28:47
Уважаемая Жанна Васильевна! Вы предложили очень интересную программу (утилиту) для организации работы по ЗКР. Обязательно попробуем освоить её и будем использовать в работе с детьми.
Х. Екатерина Александровна
06.10.2015 22:37:21
Спасибо за идею! Было очень интересно и познавательно знакомиться с вашим опытом.
Б. Ирина Ивановна
07.10.2015 07:15:38
Спасибо Вам, Жанна Васильевна, за предоставленный и очень интересный опыт работы! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Л. Наталья Анатольевна
07.10.2015 11:59:26
Очень хорошая идея. Обязательно попробуем в группе.
К. Жанна Васильевна
07.10.2015 12:53:53
Дорогие коллеги, сердечно благодарю за теплые отзывы! Буду рада, если опыт окажется полезным. Дети, действительно, в восторге от работы с камерой!

Юрий Владимирович, спасибо за Ваш интересный вопрос. Им стоит задаться и заняться, т.к. с помощью онлайн-ресурсов родителям самостоятельно можно заниматься автоматизацией звуков дома с ребенком. Я сама еще в поиске таких возможностей, ведь такие сервисы не должны быть слишком сложными для их освоения.
Самое простое, что можно сделать - это обратиться к помощи специальных логопедических сайтов, которые предоставляют доступ к анимированным упражнениям:
http://games-for-kids.ru/x/logoped/logoped.php?nomer=2
http://logopeddoma.ru/stuff/
Б. Елена Юрьевна
07.10.2015 20:47:13
Уважаемая Жанна Васильевна! Спасибо за интересный опыт! Попробуем использовать его в своей коррекционной работе!
И. Марина
09.10.2015 16:54:55
Добрый вечер, Жанна Васильевна! Огромное спасибо за предоставленный прием применения в своей работе веб-камеры, меня он особенно заинтересовал при взаимодействии работы с родителями.
К. Ольга Анатольевна
09.10.2015 21:15:17
Уважаемая Жанна Васильевна! Очень интересно и необычно. Спасибо!
Комментарии 1 - 10 из 11
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все