Есть идея!

Б. Ольга Владимировна
Название Направление
Дидактические и методические материалы с использованием ИКТ Опыт разработки и использования цифровых образовательных ресурсов

Дидактические и методические материалы с использованием ИКТ

Богданова Ольга Владимировна

e-mail: o.bogdanova2013@yandex.ru

учитель математики, высшая квалификационная категория,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новолавельская средняя общеобразовательная школа №3» Муниципального образования «Пинежский муниципальный район», п. Новолавела Пинежский район Архангельской области.

В выступлении обобщен опыт работы учителя на тему «Дидактические и методические материалы с использованием ИКТ». Данный материал может быть использован не только учителями математики, но и педагогами, преподающими другие учебные предметы.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Появление мультимедийных систем и комплексных обучающих программ позволило более активно внедрять компьютеры в образовании.

Одной из причин использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что преподаватели вынуждены постоянно решать дилемму – как “уложить” растущий объём изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении и лекционных, и практических занятий.

В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку:

· достижения каждым учеником уровня обязательной математической подготовки,

· сформированности учебных умений,

· умения применять полученные знания в ситуациях, отличных от обязательных результатов обучения.

На своих уроках я использую тесты как одну из форм контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами, смотрами знаний и т.п. Правильное сочетание всех видов контроля позволяет более качественно осуществлять учебный процесс.

Использование тестов на уроках математики дает возможность осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения.

Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня знаний по конкретной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.

Тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. Учащиеся с удовольствием выполняют тестовые задания.

Какие плюсы есть при применении тестов? Во-первых, все ученики находятся в равных условиях. Во-вторых, оценки выставляет компьютер, а не учитель, что исключает, если так можно выразиться, человеческий фактор (при этом исключаются всяческие обвинения в адрес учителя по поводу заниженных отметок).

Основной минус я вижу в том, что получить положительную отметку может даже плохо подготовленный ученик, так как гораздо проще выбрать правильный вариант из предложенных, чем ответить на поставленный вопрос. Если правильно подойти к созданию тестирующей программы, можно максимально усложнить ситуацию. Для этого рекомендую следующие меры:

1.Количество вариантов ответов должно быть не менее четырех.

2. Варианты ответов, по возможности, надо сделать похожими. При этом, чтобы дать правильный ответ надо будет вдуматься в смысл и вопроса и предлагаемых вариантов ответа.

Для контроля знаний и умений школьников я разработала тесты по всем разделам курса математики 5 класса, 6 класса. Использование этой технологии позволяет проводить коррекционную работу прямо на уроке или задавать дополнительные задания учащимся по вопросам, с которыми они не справились при написании теста.

Использование программного комплекса влияет на мотивацию учащихся к обучению математике и итоговые результаты. В классах, где использовалась данная технология, качество обучения повысилось.

Для автоматизации подготовки и тестирования, а также экономии времени учителя разработала систему подготовки и проведения тестирования знаний MyTest 3 (автор А.С. Башлаков). Программа бесплатная, скачать её можно с сайта www.klyaksa.net.

Преимущества этой программы в том, что при помощи нее можно самостоятельно подготовить различные виды тестовых заданий. Например,

задание на множественный выбор правильного ответа, на сопоставление, на определение порядка, на самостоятельный ввод числа или слова и т. д.

Программа работает с 8-ю типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление

соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа или текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. Все это очень удобно для создания теста в форме ГИА и ЕГЭ.

Данная программа позволяет также установить уровень сложности задания, ограничить время его выполнения, самостоятельно определить

систему оценивания: это может быть пятибалльная система, а может быть и стобалльная система оценивания. Помимо того, важным является еще и то, что программа автоматически выводит и показывает учащимся их оценку после прохождения тестирования.

MyTest — это система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

MyTest состоит из трех модулей: MyTestEditor, MyTestStudent, MyTestServer.

Первый модуль используем непосредственно для создания электронного теста, второй позволяет открыть тест учащимся и проверяет правильность его выполнения. Так как кабинет оборудован компьютерами, третий модуль дает возможность производить раздачу тестов, контролировать процесс выполнения и получать результаты работ учащихся с главного компьютера, т. е. выполняет роль журнала. Программа легка и удобна в использовании. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.

Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с другими методами обучения. Безусловно, преимущества использования ИКТ педагогом в своей деятельности очевидны.

Они заключаются в следующем:

ü индивидуализация обучения; интенсификация самостоятельной работы учащихся и рост объема выполненных на уроке заданий; возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;

ü повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента;

ü интегрирование урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;

ü за короткое время учитель может получить объективную картину

уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и

своевременно его скорректировать;

ü для ученика важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат своей работы, что невозможно, например, при устном опросе;

ü освоение учащимися современных информационных технологий.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем. Учитель должен в полной мере использовать возможности, которые предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

На кружках и дополнительных занятиях готовимся и участвуем в различных конкурсах: школьные и муниципальные олимпиады, международная математическая игра «Кенгуру», «Кенгуру выпускникам» олимпиада, молодежный математический чемпионат (г. Пермь) и др. В кабинете информатики провожу тренировочные тестирования при подготовке к ЕГЭ.

Интернет-тесты дают хорошую возможность для самопроверки, решая их в классе, ученики получают помощь и консультацию учителя.

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью.

Обеспечение кабинета математики очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, энциклопедии, видео-уроки, библиотеки наглядных электронных пособий, тесты по темам для итогового повторения, различные презентации, созданные мной и учениками по различным темам и к отдельным урокам.

На уроках использую ресурсы динамической программы «Живая геометрия», учебный комплект серии «Кирилл и Мефодий», программные продукты «Математика 5-6 классы», «Алгебра 7-9 классы», «Алгебра и начала анализа, 10-11 классы», «Репетитор по математике Кирилла и Мефодия». В кабинете есть все, что позволяет уроки сделать еще интереснее. Дети с наибольшим интересом выполняют различные упражнения, тесты, чем отвечают на обычные теоретические вопросы. Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности, на уроках использую свои презентации, а ресурсы сайта http://portfolio.1september.ru/, архив учебных программ информационного образовательного портала RusEdu! http://www.rusedu.ru/, а также презентации выполненные учащимися.

Литература

1. Клековкин Г. Тесты. Тесты? Тесты! (Приложение к газете «Первое сентября. Математика», №3, 1999).

2. Блох А.Я. Тестовая система оценки знаний по математике в школах США. «Математика в школе» № 2, 1990.

3. Скобелев Г.Н. Контроль на уроках математики. Минск, 1986.

4. Шульман А.Я. Вопросы методики разработки тестов. М., 1991.

5. Халамайзер А.Я. Тест для первокурсников Брауншвейгского университета (Германия). М., «Математика в школе», № 5, 1990. 

Комментарии


К. Любовь Валентиновна
16.10.2015 00:09:54
Ольга Владимировна, спасибо за представленный опыт работы. Я тоже работаю над данной темой ( правда в коррекционной школе) и мне был интересен ваш доклад. Творческих успехов в работе. С уважением Л.В. Квашнина
Щ. Татьяна Прокопьевна
03.11.2015 20:05:46
Ольга Владимировна, представленный Вами опыт интересен. Согласна, что существует проблема здоровьесбережения при использовании ИКТ-технологий. Для подготовки учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ полезно использовать Открытый банк заданий.