Есть идея!

С. Ирина Аркадьевна
Название Направление
Возможности дистанционного развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов в условиях городского методического объединения учителей биологии, химии и экологии Опыт разработки и использования цифровых образовательных ресурсов

Возможности дистанционного развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов в условиях городского методического объединения учителей биологии, химии и экологии

 

Семенова Ирина Аркадьевна,

Бюджетное образовательное учреждение

города Омска «Центр творческого развития и

гуманитарного образования «Перспектива»

irina2008semen@mail.ru

 

 

Настоящее время – это время бурного развития информационного общества. Однако те возможности, которые открывает нам Интернет-пространство, используются ещё очень слабо. В начале 2009-го года в Кремле состоялось первое заседание совета по развитию информационного общества при президенте России. Открывая заседание, Дмитрий Медведев подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий. Говоря далее о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев Д.А. подчеркнул, что «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий». Необходимо научить педагогов на всех этапах образовательного процесса не бояться «всемирной паутины», научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться предоставленной там информацией. Предпосылками развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки стали: Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», Проект «Информатизация системы образования», Приоритетный национальный проект «Образование», широкомасштабный комплексный проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями». В рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, разрабатываются учебные материалы нового поколения. Учебные материалы нового поколения призваны ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе. Компетентностный подход — основа для разработки новых средств обучения. И это значит, что развитию информационно-коммуникативной компетенции педагога на данном этапе модернизации образования необходимо уделять больше внимания в каждом педагогическом сообществе.

В городе Омске на базе Муниципального образовательного учреждения «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» (директор Дектярёва Е.В.) создано Городское методическое объединение (далее ГМО) учителей химии, биологии и экологии, в рамках которого ведётся систематическая работа по развитию информационно-коммуникативной компетенции педагогов. В ГМО разработаны и реализуются проекты: «Блог ГМО – центр методической поддержки педагогов» и «Повышение профессиональной компетентности педагогов по проектированию образовательного пространства на основе ФГОС». Реализация проектов осуществляется через образовательные программы: «Методическое сопровождение педагогов в реализации образовательной программы по биологии и химии на базовом уровне); «Методические аспекты подготовки обучающихся к ЕГЭ по предметам естественного цикла (биология, химия)»; «ЭОР в процессе обучения в основной школе на уроках химии и биологии»; «Система дистанционного обучения Moodle». В рамках образовательных программ педагогам методического объединения предлагаются следующие образовательные услуги: обучение по выбранной образовательной программе (постоянно действующий семинар) или обучение педагога по индивидуальному образовательному маршруту (разовые семинары, мастер-классы, творческие группы). Предложенные формы методической работы позволяют педагогам развивать свою информационно-коммуникативную компетентность.

Однако никакая теория и отличный (и всё же чужой) опыт не заменит личного опыта любого педагога. Поэтому учителям ГМО с 2007-го года предоставлена возможность в интерактивной форме развивать и совершенствовать свою ИК компетентность в составе творческих групп:

  • ТГ (2011-2012гг.) «Создание блога ГМО учителей химии, биологии и экологии»
  • ТГ (2011-2012гг.) «Создание блога педагога»
  • ТГ (2012-2013гг.) «Создание виртуального портфолио и блога педагога»
  • ТГ (2013-2014гг.) « Создание дидактических материалов в системе MOODLE»
  • ТГ (2014-2015гг.) «Мобильные технологии в образовании».

 

Публикации участников ТГ на портале Дистанциооное обучение Омской области

Так с 2011 года в составе творческих групп повысили свою ИК компетентность 189 педагогов города Омска. Участниками творческих групп были разработаны: конспекты уроков и внеурочных занятий с использованием ИКТ, электронные портфолио педагогов, индивидуальные образовательные блоги педагогов, коллективный образовательный блог городского методического объединения учителей химии, биологии и экологии города Омска.

Учителя биологии и химии школ г. Омска используют программу Skype при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа позволяет вести диалог с учащимся в режиме on-line. На уроках и во внеурочной деятельности педагоги ГМО всё более активно используют готовые электронные образовательные Интернет-ресурсы (ЭОРы). Поступательное развитие ИК компетентности позволяет педагогу вплотную подойти к созданию своего, индивидуального Интернет-продукта - Блога.

- «Биом», учителя биологии БОУ г. Омска «СОШ № 120» С.В.Овчинниковой http://cvetlaov-cvetlaov.blogspot.com/;

- «Электронное портфолио Строкан Ирины Андреевны», учителя биологии БОУ г. Омска «СОШ № 51» (http://irinast.blogspot.com/).

В 2011 году по инициативе руководителя и совета ГМО был создан коллективный Блог ГМО учителей химии, биологии и экологии (http://himbioomsk.blogspot.com/ ). Блог даёт возможность каждому педагогу получить информацию о текущей методической работе в ГМО, изучить эффективный педагогический опыт, предоставляет страничку для публикации собственного педагогического опыта работы. На настоящий момент постоянными читателями Блога являются 136 педагогов ГМО, а количество посещений страничек Блога - 64204, и это подтверждает востребованность данной виртуальной формы представления системы работы городского методического объединения педагогов. В последние годы мы обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс. Такое дистанционное обучение, в отличие от знакомого всем самообразования, особенно актуально для Омска- города с миллионным населением, с его огромными территориями и пробками на дорогах. Проблема непрерывного образования, профессиональной компетентности актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать. Обучаясь дистанционно, педагог занимается дома через сеть Интернет. Ему не нужно тратить время и деньги на поездку до университета (или методиста). Общение с преподавателем совершается на виртуальной платформе. Занятия проходят в удобное для педагога время, программа индивидуальна, сроки реализации образовательного маршрута обговариваются с преподавателем. Удобство – один из важных критериев. Не нужно никуда торопиться, есть возможность разобраться в непонятных вопросах, остановиться на них подробнее, а более легкую тему пройти быстрее. Современное общество требует хороших знаний в сфере Интернет - технологий. Онлайн - обучение развивает человека технически! Сегодня возможности дистанционного обучения реализуются в городском методическом объединении через блог, через портал дистанционного обученияния Омской области.

Портал Дистанционного обучения Омской области 

Дистанционные курсы педагогов. Проектируем образовательное пространство на основе ФГОС (химия, биология, экология)

В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута используются программы Skype , Мoodle, которые позволяют вести диалог с учащимся в режиме on – line, веб-сервис Presefy, movenote, видеопрезентации с триггерами, Prezi.com .

В перспективе ГМО планирует развивать виртуальную систему методической работы, включив в неё блоги, рассчитанные на родительскую аудиторию и детей, способствуя тем самым дистанционному образованию педагогов, детей и родителей.

 

Комментарии


Б. Галина Ростиславовна
09.10.2015 15:40:58
Спасибо, Ирина Аркадьевна, за представленный опыт! Подскажите, пожалуйста, каким образом организовывается работа творческих групп? Как много участников в одной творческой группе?
К сожалению, не удалось познакомиться с материалами, разработанными ТГ, т.к необходима была регистрация на портале Дистанциооного обучения.
О. Ольга Сергеевна
11.10.2015 21:54:20
Спасибо за информацию!  Можно познакомиться с материалами «Создание дидактических материалов в системе MOODLE»?
К. Елена Германовна
23.10.2015 19:56:16
Ирина Аркадьевна, благодарю за представление опыта работы Вашего муниципального методического объединения. Мне, как руководителю ММО учителей информатики и ИКТ Ваш доклад очень интересен и полезен. Желаю успеха в Вашей педагогической и методической деятельности.