Есть идея!

Б. Михаил Анатольевич
Название Направление
Web-квест как вариант проектно-исследовательской деятельности Опыт разработки и использования цифровых образовательных ресурсов
Прикрепленные файлы 4

Web-квест как вариант проектно-исследовательской деятельности

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории и обществознания.

Я же убежден, что именно интерес при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.

Передо мной встал вопрос: почему даже школьники, старательно изучающие исторические факты и социальные явления не всегда умеют ими оперировать, устанавливать причинно–следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

Выход - создание таких условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане я считаю метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Одним из вариантов технологии проектирования, и одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб-квестов (Web Quest).

Основной интерес веб-квеста в том, что обучение отходит от стандартного сценария: «учитель заставит – ученик сделает» – учитель выступает как наставник, советчик и старший товарищ, который в случае определенных трудностей с выполнением задания способен подсказать нужное направление в поиске.

Обычно web-квест определяют как проект c элементами ролевой игры, предполагающий использование интернет-ресурсов. Но главная отличительная особенность состоит в том, что учитель не бросает учащихся в необозримое информационное море Сети. Нет, он дает им конкретный список сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Дети должны будут зайти на эти сайты, однако благодаря предоставленному списку нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не будут бесцельно блуждать в нем, часто отвлекаясь на что-то более интересное(а иногда и просто вредное).

Преимущество данной технологии состоит в том, что она применима к любому школьному предмету для организации индивидуальной и групповой работы на уроках. Так же её можно использовать и для внеклассной работы.

Использование технологии Веб-квеста способствует:

- развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации,

- повышению мотивации к самообучению (ученик учится независимо от учителя);

- формированию новых компетенций (развитие компьютерных навыков, повышение словарного запаса);

- реализации креативного потенциала (развитие исследовательских и творческих способностей);

- формированию навыков работы в команде, взаимной ответственности;

- самостоятельно анализировать результаты и оценивать свой вклад в эту работу;

- развитию невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

Этапы работы над квестом:

1. Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Учитель должен дать пошаговое описание того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта, привести список сайтов, на которых содержится необходимая информация.

2. Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Цель работы не соревнование, поэтому в процессе работы происходит взаимное обучение членов команды. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели – создание сайта.

3. Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Рассматриваются выполненные работы и оцениваются результаты. В оценке принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или голосования.

Структура веб-квеста

Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Ресурсы - список информационных ресурсов (ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Критерии оценки веб-квеста

Веб-квест - задание комплексное, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, в зависимости от типа задания и формы результата.

Обычно оцениваются: понимание задания, достоверность информации, критический анализ, логичность и структурированность информации, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления.( пр№3)

Трудности использования технологии.

В практическом применении технологии веб-квеста существуют определенные проблемы:

1) для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;

Занятие должно проводится в компьютерном классе с большим интернет-трафиком. Ограниченная скорость школьного интернета может замедлить работу в классе. Такие возможности, естественно, есть не во всех школах. Поэтому, чаще всего подобные проекты проводятся в домашних условиях.

2)технология web-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;

Далеко не все учителя, особенно старшего поколения владеют нужными навыками. То же касается и детей младшего школьного возраста.

Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе.

Я считаю веб-квест очень своевременным и полезным инструментом для внедрения элементов игры в обучение. Обучение становится более интересным, кроме того повышается мотивация. Современные преподаватели, применяющие веб-квест, меняют традиционные методы обучения на более перспективные. Уверен, что процесс обучения с применением веб- квеста найдет своих последователей везде, где есть Интернет.

Комментарии


К. Наталья Николаевна
24.09.2015 12:52:13
Хорошая идея. Очень интересует такая форма урока. Хочу осуществить её на информатике, но для себя не могу решить как  вовлечь ВСЕХ 30 чел. или как сделать отбор.
К. Наталья Николаевна
24.09.2015 12:52:26
Хорошая идея. Очень интересует такая форма урока. Хочу осуществить её на информатике, но для себя не могу решить как  вовлечь ВСЕХ 30 чел. или как сделать отбор.
Б. Юрий Владимирович
24.09.2015 13:52:49
Уважаемый Михаил Анатольевич, Ваша статья очень интересна, тем более, что конференция проводится в том числе с привлечением этой технологии. Интресно, а какова тематика и продолжительность квестов, которые Вы используется в своих учебных занятиях?
Б. Михаил Анатольевич
24.09.2015 17:27:23
Уважаемая Наталья Николаевна, я к сожалению (для Вас и к счастью для меня),  не информатик, поэтому смутно представляю тематику уроков. Но,  в принципе, вовлечь можно сколь угодно много человек. Главное, придумать "роли". 5 ролей по 5 человек, уже 25чел.

Например:  Задание-тема  "Искусственный интеллект"  

Роли:
1) "Лингвист" - задача дать определение понятий(Искусственный интеллект,интеллект, и т.п.)

2) "Историк" - задача осветить историю возникновения идеи искусственного интеллекта

3) "Конструктивный мыслитель" - задача осветить положительные стороны использования искусственного интеллекта.(влияние на культуру,  с/х, промышленность,медицину, образование)

4) "Критический обозреватель" - задача указать недостатки искусственного интеллекта и предложить пути их решения .

5) "Нестандартный мыслитель" -  выдвинуть какие-то новые возможности.искусственного интеллекта (андроиды)

6) "Сторонник эмоций" - выразить своё эмоциональное отношение к проблеме искусственного интеллекта

Кстати, если народу очень много, можно выделить отдельную группу, которая будет оформлять информацию и выкладывать на сайт

Это примитивная схема, естественно, её можно расширить и доработать
Б. Михаил Анатольевич
24.09.2015 19:10:09
Уважаемый Юрий Владимирович, обычно веб-квест  расчитан на недельную подготовку и 1-2 занятия на представление результатов. Хотя, в старших классах в глобальных темах, типа "Цивилизация России: Запад, Восток, Самобытность"(анализ влияния стран Востока и Запада на развитие России), продолжительность квеста увеличилась до месяца, ибо сказался объем обрабатываемого материала(экономика,политика, культура Россия IX-XIX вв)
Что касается тематики, она различна.
История в 5-6 классах: знакомство со странами Древнего Мира и Средневековья( "Путешествие в ...." )
Обществознание: "Молодежные субкультуры", "Свобода и ответственность" (10кл);  "Наша Родина -Россия"(5кл)
ОБЖ: "Путешествие в страну ПДД"
Я, к сожалению, не так давно познакомился с данной технологией и получил техническую возможность её реализации, поэтому мой опыт крайне скуден...
К. Светлана Вячеславовна
24.09.2015 21:03:24
Уважаемый Михаил Анатольевич! Спасибо за статью и приложения! Материал очень полезный! Веб-квесты детям очень нравятся! Различают два типа веб-квестов:
•    для кратковременной работы (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия)
•    для длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).
Можно сделать Веб-квест по этапам и по ролям одновременно. Количество этапов и ролей зависит от темы и объема информации, который Вы желаете исследовать. Этапов можно сделать и 5, и 10, и более. Главное, чтобы все они отражали разные стороны проблемного вопроса для исследования.  А дальше -Ваш выбор. Если этапов много- можно оговорить обязательное количество этапов для исследования. Дети должны выбрать то, что им больше интересно. Может оказаться и так, что некоторые этапы будут исследованы не так подробно. Их можно исследовать и позже. Удачи Вам в этом ИНТЕРЕСНОМ ДЕЛЕ! С уважением, Светлана Вячеславовна.
Ж. Лариса Борисовна
27.09.2015 10:38:02
Добрый день, уважаемые коллеги! Web-квест - чрезвычайно интересная технология исследовательской деятельности. С  данной технологией познакомилась совсем недавно, поэтому интересен опыт коллег. Спасибо Михаилу Анатольевичу за его работу.  Хотелось бы применить на своих занятиях, только вот сложно определить роли для профессиональных модулей.
С. Марина Леонидовна
27.09.2015 17:13:00
Уважаемый Михаил Анатольевич! Добрый день!
Спасибо за интересную статью и методические материалы. Web-квест интересная форма выполнения заданий. Спасибо.
П. Ирина Сергеевна
27.09.2015 21:02:43
Интересная идея.  Спасибо за статью. Хотелось бы применить на своих уроках.
В. Александр Сергеевич
28.09.2015 21:47:03
Михаил Анатольевич, спасибо за интересную идею, никогда с такой методикой не сталкивался. Обязательно попробую предложенный метод в обучении физике. На мой взгляд, адаптация web квестов к циклу естественных дисциплин должна содержать практическую составляющую (т.е. "поработать ручками"), что в значительной степени осложнит реализацию описанной методики. Но с другой стороны предложенный в статье метод отлично подходит для реализации ФГОС нового поколения и формирует целый ряд компетенций.
Комментарии 1 - 10 из 25
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все