Есть идея!

И. Анна Ивановна
Название Направление
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерной и арт-технологий Компьютерное и техническое творчество. Образовательная робототехника и микроэлектроника

В настоящее время становится все более актуальной проблема выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей, разработка и внедрение инновационных форм, методов, специальных программ и технологий для дошкольников с высокой степенью творческой активности. Приоритетным направлением в дошкольном образовании по требованиям ФГОС является индивидуализация образовательной деятельности, оказание специальной психолого-педагогической помощи при сопровождении образовательного процесса дошкольников, создание условий для развития детского творчества.

В МБДОУ №85 "Малиновка" г. Северодвинска есть дети, обладающие высоким уровнем развития познавательных процессов и творческой активностью, которая проявляется в неординарности идей, вариативности мышления, высокой мотивации к познанию, оригинальных продуктах творческой деятельности. Дошкольники выявляются с помощью проведения специальных диагностических методик и анкетирования родителей, педагогов, получения информации на индивидуальных консультациях. Для этих детей мной разработан психологический досуг игровых встреч "Развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста". Ключевым моментом в развивающей работе является комплексное развитие креативности, воображения, логического мышления, внимания и коммуникативных навыков, так как именно такой подход наиболее эффективен в развитии творческих способностей детей и их социализации. 

В работе по развитию детского творчества предпочитаю выбирать те технологии, которые дают возможность каждому ребенку максимально реализовать свои способности.

В развивающей работе мной используется объединение компьютерной и арт-терапевтической технологий: игры и упражнения с применением компьютерной программы-приложения "Fresh Paint"  и сенсорного экрана ультрабука.

Ультрабук - это новый класс портативных компьютеров. По внешним и техническим характеристикам он имеет преимущество по сравнению с ноутбуком в развивающей работе с детьми: легкий вес, быстрота в отзывчивости на действия пользователя, высокая степень защиты и безопасности, энергоёмкость, высокое качество воспроизведения изображения на экране, эстетичность оформления.

Fresh Paint - это программа-приложение для рисования, развивающая творческий потенциал ребенка. Программа адаптирована для компьютеров с сенсорными экранами, проста в использовании, обладает реалистичностью красок, набором инструментов художника (палитра, разные типы кистей, холстов и бумаги), разных видов техник рисования, имеет возможность поделиться готовым рисунком, сохранить в формате .png для дальнейшего использования, распространяется на бесплатной основе.

 Объединение компьютерной и арт-терапевтической технологий позволяет решать задачи по развитию воображения, креативного мышления, внимания, мелкой моторики рук дошкольника, стимулирует все творческие процессы и познавательную мотивацию, а также снижает уровень тревожности ребенка. Важно отметить, что использование развивающих заданий с компьютером не заменяет, а дополняет творческую деятельность детей с естественными, природными материалами в игровых встречах психологического досуга.

Выполняя творческие задания, дошкольник рисует пальчиками по сенсорному плоскостному экрану ультрабука, самостоятельно выбирает в "палитре" нужный цвет, задает и регулирует толщину линий, выбирает "материал" для рисунка: "холст" или "акварельная бумага", "кисти" или "карандаши" и другое. На сенсорном экране ребенок может свободно смешивать "краски", стирать линии "ластиком", рисовать в технике "по-сырому", накладывать новые слои краски на предыдущие. В проессе работы ребенок имеет возможность переворачивать сенсорный экран ультрабука, как лист бумаги, меняя пространственное положение рисунка.

Технические возможности программы-приложения "Fresh Paint" позволяют адаптировать и проводить на компьютере с сенсорным экраном психологические игры с приемами арт-терапии, развивающие творческие способности дошкольников.

С помощью приложения "Fresh Paint" мной использовались игры со специальными методическими приемами, демонстрирующими наиболее эффективные результаты по стимулированию детского творчества. Например, в играх "Дорисовки", "От точки к точке", "Незаконченный сюжет" с использованием приема на дополнение изображения дети придумывали как можно больше вариантов дорисовок, создавали оригинальные образы из линий, точек, форм, которые я предварительно рисовала на сенсорном экране ультрабука. Дошкольниками были созданы образы "Царевна-лягушка", "Пингвин, который делает зарядку", "Саблезубый тигр", "Волшебный лес" и др. В игре "Любимая игрушка" с применением приема преобразования и усовершенствования предметов, дети самостоятеьно придумывали и дорисовывали игрушки, чтобы они стали более смешными и интересными: "Клоун с пропеллером", "Бинокль, в котором можно смотреть мультики", "Растущая кукла", "Летающий корабль". В играх "Фантастические животные, "Кто вылупится из яйца?" с использованием приема самостоятельного выдвижения идей дети создали образы: "Драконокошка", "Дятло-леопардо-лошадь", "Уткодельфин", "Бородатый ушастик", "Солнечные бабочки".

Психологический досуг "Развитие креативного мышления у детей страшего дошкольного возраста" состоит из 15 игровых встреч, которые проводятся 1 раз в неделю по 25 минут во второй половине дня после дневного сна детей.

 Структура игровой встречи психологического досуга

1 часть. Каждая встреча с детьми начинается с веселого игрового приветствия. В первую часть входит коммуникативная игра, которая повышает положительный эмоциональный фон участников, способствует сплочению группы, настраивает дошкольников на общую игру и сотрудничество.

2 часть. Во второй части проводятся игры и упражнения, развивающие креативное мышление, логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук дошкольников. Организуется коллективная творческая игра, а также небольшое упражнение, обучающее детей приемам саморегуляции. После выполнения игрового задания с использованием ультрабука выполняется гимнастика для глаз.

3 часть. В заключительной части в игровой форме проводится совместный анализ продуктов творческой деятельности, коммуникативная игра, настраивающая детей на следующую встречу.

Особенности организации и проведения развивающей работы с использованием компьютера

Работу с компьютером организую в двух формах: индивидуально и с группой от трех до восьми человек. Индивидуальная работа взаимосвязана с групповой, дополняет её, проводится 1 раз в неделю.

Знакомство ребенка с ультрабуком и программой-приложением "Fresh Paint" проходит в течение 3 - 5 начальных индивидуальных встреч. Дальнейшая индивидуальная работа направлена на воплощение личных творческих идей, развитие индивидуального стиля творческой деятельности дошкольника. Сенсорный экран компьютера располагается горизонтально на столе (как "лист бумаги") или устанавливается и фиксируется вертикально на столе (как "мольберт") по желанию ребенка.

После приобретения детьми начальных умений пользователя ультрабука и освоения ими возможностей программы-приложения "Fresh Paint", я включаю коллективные творческие задания в совместную игру дошкольников, организованную во время проведения психологического досуга. В коллективной деятельности дети получают опыт сотрудничества и сотворчества, что очень ценно для обучения дошкольников применению своих способностей в жизни. Например, в играх "Изобретатель", "Секретные письма", "Дорисовки" дети совместно разрабатывают общую идею, последовательно предают ультрабук друг другу по звучанию веселого звукового сигнала, поочередно дополняя рисунок и внося свой вклад в общую работу. Легкий вес, маленькая толщина, возможность вводить информацию в компьютер с сенсорного экрана, удобное отсоединение клавиатуры позволяют использовать ультрабук в коллективных игровых развивающих заданиях.

В работе с копьютером учитываются следующие требования (СанПиН):

  • для ребенка 5 - 6 лет работа на компьютере не превышает 7 - 10 минут;
  • развивающая работа с использованием компьютера проводится не более одного раза  в течение дня и не чаще двух раз в неделю (в дни наибольшей умственной работоспособности);
  • в кабинете обеспечено хорошее освещение, не допускающее бликов на экране;
  • экран компьютера располагается на расстоянии не ближе 50 см;
  • для работы с компьютером используется удобная мебель;
  • компьютер имеет соответствие международным стандартам безопасности.

В результате проведенной мной развивающей работы с дошкольниками отмечалось:

  • индивидуальный стиль деятельности детей;
  • повышенная познавательная мотивация, которая проявляется в любознательности и готовности выходить за пределы исходных требований деятельности;
  • высокая степень вариативности идей;
  • развитие способности создавать оригинальные образы, умения решать проблемные ситуации нестандартными способами;
  • познавательная активность, заинтересованность в выполнении сложных заданий;
  • высокий уровень развития воображения и креативного мышления.

Таким образом, сочетание компьютерной и арт-терапевтической технологий, применение игровых заданий с использованием сенсорного экрана ультрабука развивает воображение, креативное мышление, учит дошкольников планировать свои действия, повышает уровень концентрации внимания при решении творческих задач, помогает применять в жизни полученные знания.

Список литературы

  1. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М., 2002.
  2. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. 224 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. Ростов н/Д., 2010.
  3. Одаренный ребенок: развитие, обучение и воспитание: хрестоматия /Сост. Н.Н. Канжина, Г.В. Панкратова. - Архангельск: АО ИОО, 2014.
  4. Система работы с одаренными детьми в образовательной организации: метод. рекомендации /сост. Л.Г. Русинова. Архангельск: АО ИОО, 2014.
  5. Программа для рисования на компьютере. http://www.winapps8.ru
  6. Свежие краски в Windows 8. http://www.news.softodrom.ru
  7. Что такое ультрабук и чем он отличается от обычных ноутбуков и нетбуков? http://www.comp-security.net

Комментарии


Б. Елена Юрьевна
24.09.2015 22:57:12
Анна Ивановна! Спасибо за интересный материал с подробным разъяснением! Хотелось бы узнать подробнее, как вы отбираете детей для такой работы? Заранее признательна, Бухтаярова Елена Юрьевна, г. Архангельск
И. Анна Ивановна
28.09.2015 09:34:37
Елена Юрьевна, спасибо за вопрос. Выявлять детей начинаю со среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Информацию о способностях получаю на индивидуальных консультациях, беседах с родителями и педагогами.  Для родителей и педагогов есть хорошая методика Савенкова А.И. "Определение склонностей ребенка". Провожу индивидуальную диагностику с детьми:
1. Методика "Солнце в комнате" (Кудрявцев В.).
2. "Как спасти зайку" (Кудрявцев В.).
3. "Складная картинка" (Синельников В.).
4. "Дорисовывание фигур" (Дъяченко О.).
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие диагностические методики:
1.Тест Гилфорда на изучение творческого мышления (модифицированный).
2. Выявление одаренности по методике П. Торренса.
3.Возможно использовать "Методику определения готовности к школе" Ясюковой Л.Я., где по балловой системе 5-ый уровень свидетельствует о незаурядных способностях ребенка, одаренности.
4.Опросник креативности Туник в модификации Туник.
Б. Юрий Владимирович
30.09.2015 09:05:39
Уважаемая Анна Ивановна, с огромным удовольствием ознакомился с Вашим опытом. Не могли бы Вы уточнить как построены организационно эти несомненно увлекательные занятия? Понятно, что всё происходит с учётом требований СанПиН. Сколько компьютеров используется? Сколько детей одновременно работают с одним компьютером?
З. Людмила Генриховна
03.10.2015 22:28:28
Анна Ивановна, с большим интересом познакомилась с вашим опытом работы. Узнала о программе-приложении  Fresh Paint, ее технических возможностях, о том, какие приемы можно использовать в работе с детьми. Большое спасибо!
И. Анна Ивановна
05.10.2015 12:10:39
Юрий Владимирович, спасибо за вопрос и за интерес к теме моей работы. Я внесла дополнительную информацию в доклад по особенностям организации и проведения развивающей работы с использованием ультрабука
И. Анна Ивановна
05.10.2015 12:18:46
Людмила Генриховна, рада, что вам оказался полезным опыт моей работы, и вам желаю творческих успехов.