Есть идея!

Г. Елена Георгиевна
Название Направление
Апробация электронных учебников в образовательных организациях Архангельской области Опыт использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Инновационная деятельность по развитию электронного обучения является необходимым условием в поддержании и повышении конкурентоспособности образовательных организаций. Внедрение электронного обучения и электронного учебного контента способствует повышению качества современного образования по развитию среды электронного обучения в образовательных организациях Архангельской области.

Пилотирование электронных форм учебников подразумевает внедрение и апробацию в пилотном режиме электронных форм учебников в образовательный процесс образовательных организаций Архангельской области.

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас к обсуждению темы. Готовы выслушать пожелания, замечания и предложения. Готовы к сотрудничеству

Комментарии


К. Наталья Николаевна
21.09.2015 12:55:46
Идея электронных учебников хороша. Реализовать её как я вижу можно в двух вариантах. Первый: обучающийся работает со своим планшетом. Но  встанет вопрос чтобы он "скачал" учебник, совпадающий постранично... и вообще наличие такого планшета. Второй вариант: это при входе ещё в гардеробе выдавать чтобы обучающийся  в течении дня носил его по аудиториям, а после занятий сдавал, но тогда встает другой вопрос- сохранности и его подзарядки.
Н. Валерий Борисович
21.09.2015 22:22:36
Здравствуйте, на своих уроках с 2014 года в 10-11 классах я применяю электронные варианты учебников по истории и обществознанию в ознакомительных целях и на добровольной основе. Для того, чтобы не было расхождений с теми учениками, которые используют бумажные варианты, ищем в интернете одинаковый год издания. Нумерация в этом случае полностью совпадает. Ученики на уроки приносят собственные планшетные компьютеры, электронные материалы берутся с одного ресурса. В этих условиях регулярно применяют электронный учебник по предмету 20% школьников. Участников могло быть и больше если бы на всех уроках ученикам разрешили пользоваться планшетами. Также встает вопрос выбора электронного устройства, которое бы соответствовало поставленным учебным задачам. В настоящий момент большинство учеников занимающихся по электронным учебникам использует устройства на операционных системах Android и IOS оборудованных TFT дисплеями, отдавая предпочтение их универсальности, но меньшей энергоэффективности. Очень бы хотелось получить официальные варианты электронных учебников. Я также готов принять участие в пилотном проекте по апробации электронных форм учебников.
К. Светлана Вячеславовна
21.09.2015 23:29:43
Доброго времени суток!
Электронные учебники: прогрессивные и удобные или дорогие и вредные?
Сторонники  нововведения утверждают, что образование, в котором будут задействованы эти устройства, станет интерактивным и более результативным.
Другие опасаются, что букридеры только нанесут вред здоровью детей.
Мнение. Гораздо удобнее иметь в кармане 100 тысяч книжек, чем одну. Ридер легче, чем 10 учебников, он вообще может заменить все учебники.
Ответ на  мнение. Человек, читающий книги,вынужден был оставлять полученную информацию в ячейках памяти, потому что в другой раз у него этой книги под рукой могло не оказаться. А теперь зачем запоминать что-то, когда оно всегда есть в Сети или на планшете? В итоге значительная часть знаний уже не хранится в голове, а значит, вы не оперируете ими, когда размышляете. Выработался своего рода рефлекс: не запоминать то, что узнаешь, потому что это лишнее усилие. И, что самое печальное, сокращается не только наша оперативная память, но и долговременная тоже.
К чему все это может привести? Человек перестает быть универсальным, эрудированным. У него в мозгу содержатся только те знания, которые нужны в повседневной деятельности, ради которых не будешь каждый раз заходить в Интернет или бежать за планшетом.
Ребенку работать за планшетом (компьютером…) непрерывно разрешено не более 20 минут. Далее должен следовать перерыв не менее 30-40 минут. При  таком положении дел реального объема знаний  получить невозможно. Поэтому школьникам придется сидеть у монитора часами. Что, естественно, отразится как на физическом,  так и на психическом здоровье. Перевозбуждение нервной системы от работы на планшете грозит развитием бессоницы, депрессии и агрессивного поведения.
Чем тратить огромные средства на электронные учебники, можно сделать так, чтобы один комплект  учебников выдавался на руки ребёнку (он будет храниться дома, для домашних заданий), другой комплект был  в классе. и тогда портфели наших ребят не будут портить осанку, а излишнее времяпровождение у мониторов не испортит зрение нашим детям. Здоровье главнее! А электронные учебники хороши для дополнительных занятий. Так как самостоятельный поиск детей информации в интернете показывает, что "информация, найденная в Сети оказалась только в 43,5% случаев  точной, в 25% случаев предлагалась ложная информация, а  в 28,1% - неточная.
Причём распространением некорректных данных грешат 39,2% сайтов. Доверять можно только государственным порталам, считают врачи, информация на них была точна в 80,1% случаев. А вот родительские блоги содержат всего 30,9% достоверной информации. Педиатры предупреждают: советы из Интернета не всегда соответствуют действительности и могут нанести серьезный вред здоровью вашего ребенка. («Семейный журнал для тех, кому за 3! Расти Первоклашка!» №9, сентябрь, 2012 г.  Стр.64,  «Интернет – плохой советчик?»)
Ещё немного размышлений на тему электронных учебников.
Влияние новых технологий на образование неизбежно и мало зависит от желаний и усилий педагогов. Например, с распространением калькуляторов ухудшились навыки школьников в устном счете. Однако история должна чему-нибудь учить, поэтому использование компьютеров следует признать неизбежным. Остается определить наиболее эффективный способ применения компьютерных технологий.
С древних времен в школах учителя и ученики обменивались информацией путем монологов и диалогов. Единственным значимым усовершенствованием системы образования стали печатные учебники, предоставившие возможность самостоятельного обучения. Использование радио, телевидения не привело к изменению системы образования, хотя, возможно повысило ее эффективность.
Живучесть классических форм обучения определяются следующими факторами:
•    передача информации как в визуальной, так и в звуковой форме;
•    наличие обратной связи с учащимися, в том числе контроля самостоятельной работы;
•    эмоциональное воздействие преподавателя, способствующее усвоению.
Перечисленные факторы делают почти незаменимыми устоявшиеся формы обучения, но эти формы связаны с обязательным наличием преподавателя, что приводит к естественному ограничению количества учащихся. К тому же учебный процесс подвержен значительному влиянию субъективных причин, т.е. профессиональных и личностных качеств, преподавателя, обеспечения условий преподавания и т.д.
Внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.
Использование компьютерных технологий будет значительным шагом в образовании, но только при условии обеспечения того, что не смог дать печатный учебник.
Электронные учебники и электронные пособия относятся к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса.
Электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. В учебниках обучаемому предлагаются и видеофрагменты, иллюстрирующие те или иные процессы, и традиционное изложение текста со статичными рисунками и схемами.
Электронное пособие представляет собой интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса, включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленный в виде текста, графика, либо в мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума. Пособие является дополнительным средством к электронному учебнику.
Электронное пособие отличается от учебника:
•    нет печатного источника;
•    ориентировано на изучение небольшого раздела учебной дисциплины.
К электронным учебникам прилагаются тренажеры и контрольные пакеты, которые относятся к тренировочным и контролирующим программным средствам.
Тренажеры предназначены для отработки и закрепления умений и навыков, обеспечивают получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
Контролирующие пакеты предназначены для оценки результатов обучения, программы для контроля и проведения тестирования.
В электронных изданиях представляют информацию так, что сам обучаемый, следуя графическим и текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.
Использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным:
•    в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;
•    осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
•    предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
•    позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь;
•    текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.
Но, наряду с преимуществом, электронные носители информации и работа с ними имеют ряд проблем:
•    не обеспечивают активное участие ученика в ходе всего урока;
•    контроль со стороны компьютера в максимальной степени не всегда объективен (возможные формы ответов довольно разнообразные, создают сложность ввода);
•    тестовая проверка не способствует глубокому усвоению материала;
•    не обладает самодостаточностью и полнотой, т.е. учебный материал не содержится полностью в том объеме, который необходим пользователю;
•    не сопровождается печатным изданием;
•    не обеспечивает индивидуальность программы обучения учащегося в зависимости от его запросов, чтобы он мог заявить о своем уровне подготовки и работать с заданиями, подобранными соответственно ему.
Необходимо отметить, что в современных условиях меняется роль школы в обществе, а следовательно, и отношение ученика к школьному образованию. У многих учащихся проявляется стремление к сокращению времени обучения, усиливается тенденция к профессионализации образования, поэтому электронный учебник, в подобных случаях, лучший вариант для самостоятельного изучения предмета и готовности для будущей профессии.
Разработчики утверждают, что букридеры - это прогрессивно, экономично и не вредит здоровью школьника.
Сразу возникли споры - действительно ли внедряемые букридеры полезны и экономичны?
С одной стороны, электронная «читалка»  занимает намного меньше места в сумке школьника и достаточно легкая - весит в среднем 350 граммов, тогда как бумажные учебники могут отяготить ранец учащегося на три-четыре килограмма. Несмотря на то что ридер стоит достаточно дорого, в итоге он позволит родителям даже сэкономить. Ведь на один учебный год приходится покупать с десяток пособий. А в ридер можно с легкостью загрузить не только сами учебники, но также тесты и контрольные работы, чтобы быстро в конце урока проверить знания учащихся. Войдут туда художественные произведения, словари, справочники, обучающие игры и многое другое.  Естественно, принести все это на урок в печатном виде школьнику не под силу.
Кроме того, предполагается установить на электронные книги специальные программы (например, для распознавания речи), чтобы дети с ограниченными возможностями тоже могли обучаться по ним.
Букридеры легко пополняются и обновляются, поскольку их накопительные возможности ограничиваются только объемом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки.
Конечно, у букридеров много плюсов, но есть у них и недостатки. Современные подростки очень подвижны, и такое отнюдь не дешевое удовольствие, как ридер, могут случайно сломать или повредить. А у младших детей его могут отнять старшие ребята. Придется ли тогда родителям раскошеливаться на новое устройство или же его купит школа? Кто будет нести ответственность за школьные планшеты? И можно ли их будет забирать домой?
К тому же сегодня школы, да что там - параллельные классы в одном учебном заведении, работают порой по программам разных авторов. Поэтому для пользования букридерами сначала следует разработать единый образовательный стандарт и определиться, по каким именно учебникам будут заниматься все школьники. Ведь необходимо заключить договор с издательствами о приобретении лицензионных изданий, а не пиратских копий, нарушающих авторские права.
Врачей и родителей беспокоит другая проблема - какой вред зрению учеников нанесет пользование еще одной технической новинкой? Не разовьется ли у детей близорукость из-за необходимости ежедневного вглядывания в светящийся экран ридера? Ведь нагрузка на глаза у современных подростков и так достаточно велика - компьютеры, телевизоры, мобильные телефоны...
АГРУМЕНТЫ "ЗА"
РАЗГРУЗКА ДЛЯ СПИНЫ. "Рюкзак 5-классника весит 8 кг. Для сравнения, американский солдат спецслужбы носит на себе 13 кг! А если все книги будут вмещаться в одном устройстве, то отпадет потребность таскать в школу тяжелые учебники".
Когда ребенок несет портфель, нагрузка идет на мышцы брюшного пресса, в то время как мышцы спины расслабляются. Такой мышечный дисбаланс способствует развитию кифоза".
УЧЕБА — ИНТЕРЕСНЕЕ.
БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ. "Если все школы подключат к единой бесплатной сети интернет, ученики смогут получить доступ к информационным базам данных по интересующему их предмету", в электронных устройствах примерно в 5 раз больше информации, чем в обычных.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ. Получив пароль к "облаку", родители смогут увидеть оценки своих чад.
ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ. Еще в нетбуках есть программа E-learning Class. "В ней несколько интересных функций. Например, педагог может загрузить туда созданный им небольшой тест для быстрой проверки домашнего задания, поставив таймер, который автоматически заблокирует действия учеников, когда время истекло. Одним нажатием кнопки все тесты приходят на компьютер учителя, "машина" обрабатывает ответы и уже через несколько минут у ребят на экранах появляется их оценка. Так экономится время и учителя, и учеников.
Кстати, еще одна полезная опция: можно посмотреть статистику, чтобы определить, к примеру, в каком из вопросов допустили наибольшее количество ошибок, где самые слабые места ученика (или даже учителя). Например, мне это очень помогает в работе, сразу становится понятно, на каких учебных моментах стоит остановиться более подробно".
МЕНЬШЕ ДЕНЕГ НА ДОПЛИТЕРАТУРУ.
АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ — ВЫШЕ. В учительской среде многие говорят: им необходимо идти в ногу со временем, чтобы не отставать от своих учеников. "Современный учитель, который сегодня не использует все возможности технических средств в процессе обучения, отчасти теряет свой авторитет в глазах учеников, находясь в проигрышной позиции по сравнению с "продвинутыми" (в технологическом плане) школьниками. А грядущее нововведение позволит ученику и учителю сблизиться, быть как бы на одной волне".
АРГУМЕНТЫ "ПРОТИВ"
УДАР ПО СЕМЕЙНОМУ БЮДЖЕТУ. Родители обеспокоены тем, что это ноу-хау выльется им в копеечку.
СЯДЕТ ЗРЕНИЕ. "Когда человек длительное время работает с компьютером (каким бы то ни было), аккомодационные мышцы не расслабляются, из-за чего они могут спазмироваться. Появляется спазм аккомодации, который может перерасти в настоящую близорукостьИ чем меньше размер экрана, тем больше шансов посадить зрение (мышцы спазмируются больше).
ДЕТИ ЗАБУДУТ КНИГИ. Многие учителя и родители считают, что если детям раздадут электронные устройства для учебы, то они и вовсе забудут о чтении книг.
Благодарю за актуальную тему для конференции! С уважением, Светлана Вячеславовна.

К. Андрей Владимирович
22.09.2015 06:19:09
Добрый день. Из своего опыта работы с системой электронного обучения в нашей организации образования, советую коллегам при подготовке ЦОР обратить внимание на линейку продуктов компании Adobe. Мультимедийный контент подготовленный средствами программы Adobe Captivate может быть свободно размещен на сайте в режиме on-line и свободно использован через любое устройство с поддержкой технологии FLASH или HTML5(конечно при условии доступа в сеть Интернет), что снимает необходимость  в дополнительной установке и синхронизации на устройствах ваших учащихся.
То же самое подойдет и для любых других цифровых образовательных ресурсов, презентаций, текстовых документов и т.д. размещенных в облачных сервисах, например Google документы и Google диск.
К вопросу о типовых электронных учебниках и цифровых образовательных ресурсах в системе электронного обучения. В Казахстане система работает не первый год, и уже собрана довольно обширная электронная библиотека по различным предметам одобренных Министерством образования Республики. Доступ к ней свободный, так что за примером реализации далеко ходить не надо. Ссылка на портал http://e.edu.kz/sui/#/lcms/main - раздел Е-библиотека. Данные ресурсы свободно работают на любом устройстве с поддержкой Flash и Java-script.
Немного подробней об этой системе Вы можете узнать из моего доклада размещенного тут же. Спасибо
Г. Елена Георгиевна
22.09.2015 10:57:17
Наталья Николаевна, здравствуйте! Электронный учебник один в один соответствует бумажному в части содержания, конечно, если он  "скачан" официально. Возможности электронного учебника, согласитесь, гораздо большие, можно сказать, что он включает в себя довольно существенную часть УМК. А вот что касается технической стороны, то, вопросов здесь много. В школах имеются компьютерные классы (для уроков информатики), мобильные компьютерные классы (один, как правило). Обязать родителей купить ребенку планшет мы не имеем права. Как в этих условиях широко внедрять ЭФУ в учебный процесс?
Г. Елена Георгиевна
22.09.2015 12:04:51
Валерий Борисович, здравствуйте! Надо знать, по каким линиям учебников вы занимаетсь. Дело в том, что ряд издательств в настоящее время предоставляет электронные учебники бесплатно, а подробную информацию об ЭФУ, акциях издательств можно получить на их сайтах.
Г. Елена Георгиевна
22.09.2015 12:18:21
Светлана Вячеславовна, здравствуйте! С огромным удовольствием ознакомилась с Вашими размышлениями на тему электронных учебников. Что тут скажешь? Как и в любом деле, конечно, и здесь есть свои плюсы и минусы (ничего оригинального сказать не получилось)! Приезжайте на конференцию, будет интересно пообщаться с Вами!
Г. Елена Георгиевна
22.09.2015 13:18:23
Андрей Владимирович, добрый день! Да, опыт вашей работы с системой электронного обучения впечатляет, а с электронной библиотекой обязательно ознакомимся и воспользуемся! Будем рады видеть Вас на конференции!!
Н. Валерий Борисович
22.09.2015 18:19:56
Елена Георгиевна, здравствуйте! Благодарю за ответ. На данный момент я участвую в открытой апробации электронных учебников издательства "Русское Слово". Материалы предоставляются бесплатно сроком на 3 месяца. Второе издательство - "Просвещение", к сожалению, не предоставляет бесплатных вариантов ЭФУ (кроме демо версий). Также следует обратить внимание, что по стандарту для использования ЭФУ нужны устройства с диагональю экрана от 10.1” (1280x800 точек) и больше, это тоже накладывает свои ограничения.
К. Светлана Вячеславовна
22.09.2015 23:56:26
Елена Георгиевна, добрый вечер! Благодарю за ответ! На конференцию я приеду! Темы очень интересные! А про электронные учебники - это вопрос риторический. Я не против них. Только, чтобы они были дополнительной литературой, а не основной. Возможностей у них много. Сейчас стараюсь как можно больше найти материала о них- мнения врачей, психологов, учёных...Для меня здоровье детей важнее! С уважением, Светлана Вячеславовна.
Комментарии 1 - 10 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все