Есть идея!

Т. Александра Николаевна
Название Направление
Дистанционные конкурсы конференции, олимпиады как инструмент развития проектно-исследовательских компетенций. Конкурсы, олимпиады и фестивали как инструмент творческого развития в сфере ИКТ
Прикрепленные файлы 2

В современном мире исследование рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности. Согласно современным требованиям ФГОС каждый ученик должен приобрести опыт работы над проектом или исследованием. Создание своего проекта, ступенчатая работа над всеми этапами проектно-исследовательской работы создаёт возможность формирования ключевых компетенций учащихся. В условиях современной школы учитель сталкивается с проблемой массовости проектной деятельности. Когда большинство учащихся должны быть вовлечены в эту работу. Как найти время для каждого ученика? В этой связи, как мне кажется, огромную роль могут сыграть современные дистанционные олимпиады, конкурсы. Информационное пространство предлагает множество вариантов для осуществления проектной деятельности. Один из таких ресурсов http://www.future4you.ru/index.php?option. На этом сайте представлены множество конкурсов, но моё внимание привлёк проект «ЭВРИКУМ». В рамках этого проекта можно найти:

1. «Исследовательские олимпиады» – освоение алгоритма исследовательской работы;

2. «Развивающие олимпиады» – освоение технологии создания авторских мини-текстов;

4. «Творческие олимпиады» – развитие образного мышления учащихся посредством художественных фотографий;

5. «Экспериментальные олимпиады» – освоение алгоритма исследовательской работы;

6. «Гуманитарные исследования»– Учебные исследования в области гуманитарных наук по предложенным темам;

7. «TERRA-EXPERIMENTUM» – освоение технологии проведения экспериментов через занимательные эксперименты и представления результатов исследования.

Каждая олимпиада представляет, по сути, мини-проект или мини-исследование. Есть возможность, используя задания «олимпиад» научить ребят ставить цели, анализировать тексты, создавать проектные продукт и пр. Кроме прямого участия, которое в современных условиях не каждый ученик может позволить, можно использовать задания в работе секций НОУ, кружков и факультативной работе. Так, например, при планировании работы секции НОУ учащихся «Юный исследователь», мной были использованы различные задании именно с это ресурса. Анализируя ту или иную задачу с ребятами во время занятия можно помочь многим ребятам, подсказать и тему, и вид проектного продукта. Эти «олимпиады» представляют собой разработанное занятие. В нем чётко прописаны задания и шаги к его выполнению. Можно использовать задания «олимпиад», как матрицу для развития собственного исследования. Многие ребята, научившись с помощью этих ресурсов, успешно составляют свои проекты и исследования. За период 2013-14 год в рамках нашей секции 15 ребят нашли интересные темы и создали свои проекты, 2014-15 учебный год стал успешным для защиты уже 22 учеников. Уже в этом году, за период сентября более 20 детей заявились на написание проектов. Если первое время ученики брали разработки готовых проектов, то получив опыт, стали браться за собственные.

Ещё один ресурс в медиа пространстве http://konkurs.sertification.org/new_store/biology.htm , так же предлагает, возможно, и поучаствовать и использовать задания конкурсов как возможность создать свой проект. В рамках этого проекта несколько наших учеников стали победителями Северо-Западного Федерального округа. Но ценно и то, что задания и темы были использованы в работе нашей секции НОУ. Так что те ребята, которые не могли определиться с темами своих проектов, получили возможность выбрать из темы из внушительного списка. Используя обозначенные источники, можно сформировать собственную программу вовлечения ребят в проектно-исследовательскую деятельность. 

Комментарии


К. Елена Николаевна
05.10.2015 11:00:38
Александра Николаевна, спасибо за то, что поделились опытом участия в дистанционных конкурсах. По представленной Вами статистике видно, что достаточно большое количество обучающихся работают над проектами. А какова возрастная категория детей?  
Т. Александра Николаевна
06.10.2015 20:33:36
У меня в рамках секции НОУ начинаю заниматься с ребятами 5 класса, а в 6-8 класса эти же ребята уже самостоятельно создают свои проекты. Есть ребята и старших классов, но им много меньше хочет заниматься проектами. Но каждый год ребята занимают призовые места. Так в прошлом году ученица 8 класса заняла 1 место по Северо-Западному региону с работой "Жирная и неприличная" ( в рамках конкурсов ССИТ), а девочка-выпускница 11 класса завоевала 1 место в городском конкурсе проектных работ  со своей работой "Павлинье чудо".
Б. Елена Васильевна
06.10.2015 23:35:42
Александра Николаевна! Большое спасибо за предоставленную информация, очень интересно, а главное полезно!
Ш. Мария Викторовна
07.10.2015 11:52:04
Александра Николаевна, большое спасибо за такую интересную информацию. Ежегодно пишем исследовательские работы со старшеклассниками, а руководство уже не первый год просит проводить организовать кружок исследовательской деятельности с 5-6 классами. Прочитав Вашу статью поняла, что не все так сложно. А ссылки на сайты - просто невообразимая помощь)
Р. Лариса Геннадьевна
07.10.2015 16:19:41
Александра Николаевна, статья действительно актуальна. Дистанционные олимпиады,  конкурсы очень важны для массового вовлечения школьников в проектную деятельность, без которой работа в современной школе просто невозможна. Спасибо!
Л. Ольга Петровна
07.10.2015 21:30:31
Александра Николаевна, спасибо за полезную информацию. Особенно актуальна в контексте ФГОС ООО. Всех детей надо охватить проектно-исследовательской работой. Есть чему поучиться
Б. Надежда Михайловна
09.10.2015 01:50:52
Большое спасибо Александре Николаевне за предоставленный опыт.
К. Елена Германовна
23.10.2015 20:03:44
Александра Николаевна, Вы молодец, что поделились опытом работы по повышению мотивации Ваших обучающихся, авторитета ОУ. Ваш подход реализует создание единой образовательной системы о которой все говорят, но реализация требует деятельности от педагогов ОУ. В Вашем лице (из доклада) я увидела такое желание, а главное - деятельность в этом направлении. Желаю Вам и ученикам успеха!
Т. Александра Николаевна
29.10.2015 16:50:04
Коллеги, я хочу сказать Вам всем спасибо за тёплые слова и такие замечательные отклики на мой доклад.  Желаю Вам всем успехов в работе и позитивного  настроения каждый день.
Щ. Татьяна Прокопьевна
03.11.2015 20:26:40
Александра Николаевна, Ваш опыт по вовлечению детей в проектную деятельность очень интересен. Несомненно читающие доклад возьмут на заметку адреса сайтов с разнообразными конкурсами.