Прогресс участника

А. Анна Владимировна

Автопортрет

Амахина Анна Владимировна

Адрес: Россия, Архангельская обл, Вельский р-н, д. Горка Муравьёвская

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Вечерняя (сменная) школа № 2"

Должность: учитель

Интересующие направления участия конференции:

  • Конкурсы, олимпиады и фестивали как инструмент творческого развития в сфере ИКТ
  • Компьютерное и техническое творчество. Образовательная робототехника и микроэлектроника
  • Опыт использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Есть идея!

НазваниеНаправление
Развитие творческих способностей обучающихся через использование ИКТ во внеурочной деятельности.Конкурсы, олимпиады и фестивали как инструмент творческого развития в сфере ИКТ
Прикрепленные файлы 1

Введение новых образовательных стандартов в современной школе требует от учителя достижения совершенно нового результата – на выходе из школы должна получиться деятельная личность, у которой будет сформирован набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и других сферах. Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей.

Под творческими способностями обучающихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов".

Для раскрытия и развития творческого мышления и воображения учащихся в современной школе необходимо создавать определенные условия, способствующие творческой активности обучающихся, а учитель должен разработать такую стратегию своей деятельности, которая реализует определенные подходы, посредством разнообразных методов обучения, направленные на повышение творческого потенциала каждого ученика.

В основе моего педагогического опыта лежит сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информа­ционных технологий в процессе преподавания информатики, что позволяет раскрывать творческие способности обучающихся, привлекать их к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого. Для этого в своей работе использую элементы развивающего обучения: творческие задания, проблемные ситуации, деятельностный подход в виде различных практических работ, проектный метод и др. Выбираю различные формы деятельности в зависимости от запроса учащихся: групповые, индивидуальные.

Использование только урочной формы работы для достижения результата в освоении школьной программы по информатике, не приводит к желаемому развитию творческого потенциала обучающихся и формированию информационно-коммуникационных компетентностей на высоком уровне. Одной из форм работы, развивающей творческий потенциал, является занятия внеурочной деятельностью с учащимися, проявляющими интерес к предмету. Информационные технологии при этом выступают как универсальный инструмент, который способен помочь учащимся в решении самых разнообразных проблем современного человека. Использование ИКТ как в урочное время, так и во внеурочное помогает обучающимся приобщиться к новым видам деятельности и развить, а затем реализовать свои творческие способности на протяжении всего образовательного процесса.

Внеурочная работа по информатике является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, это отличное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых обучающимися на уроках, совершенствования полученных навыков, развития их творческих возможностей. Так же внеурочная деятельность позволяет решить ряд важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию обучающихся в школе и к будущей жизни;

- улучшить условия для развития учеников;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В нашей школе сформирована определенная система работы по выявлению и развитию творческих способностей учеников. Это и диагностика обучающихся, и их участие в творческих конкурсах, олимпиадах различных уровней, и индивидуальная работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес к предметам.

В процессе диагностики интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-12 классов по методике Е.Торренса, выяснилось, что 11 % обучающихся готовы творчески развиваться, а для этого необходима внеурочная деятельность.

Для учащихся организованы индивидуальные занятия по информатике, которые способствуют привитию навыков самостоятельной работы, развитию кругозора, творческих способностей. Здесь каждый школьник имеет возможность выбирать себе дело по душе, ставить и разрешать интересующие проблемы, углубляться в ту или иную тему предмета. Различные задания требуют от учащихся творческой деятельности, где ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое. Например, это творческие печатные работы в Microsoft Word, изготовление плакатов, в среде Microsoft Power Point создание презентации, в среде настольной издательской системы Microsoft Publisher - буклетов, открыток, разными способами web-сайтов, видеосюжетов в Movie Maker и т.д.

Важно показать обучающимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблемная ситуация, взятая из жизни, которая знакома и значима для обучающегося. Для её решения ему необходимо приложить полученные знания или какие-то новые знания, которые обучающемуся надо приобрести.

Данный вид деятельности даёт положительный результат:

1) запоминают выполненные действия, а значит, и навыки отрабатываются лучше;

2) у каждого свой темп работы;

3) повышается качество знаний.

Рассмотрев различные методы внеурочных мероприятий по информатике, выяснила, что ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов. Он позволяет сформировать у обучающегося опыт творческой деятельности, развивать навыки самостоятельной работы и поиска необходимой информации.

Метод проектов – это такая технология, по которой обучающийся или малая учебная группа (2-3 человека) выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени. На этапе реализации проекта учащиеся часто открывают для себя что-то новое, неизвестное, но очень доступное для их возможностей, благодаря созданию исследовательской, поисковой и деятельной обстановки.

Результаты выполненных проектов должны быть востребованы, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Чем чаще метод проектного обучения применяется учителем, тем активнее развиваются воображение ученика, творческое мышление, внимательность, наблюдательность, критичность, потребность к самовыражению и самореализации.

Метод проектов я применяю уже несколько лет. Вот тематика лишь некоторых из них по разным направлениям:

1. Проект «Ломоносов – гордость земли русской».

2. Проекты, посвященные освобождению СССР от немецко-фашистских захватчиков.

4. Проект «Планета «Зеленый дом», в котором учащимися затронута проблема экологии.

5. Проект «Стереометрия» (информатика + математика).

6. Проект «Сочи - 2014».

7. Проект «Брось сигарету» и др.

Кроме тематических проектов по предмету, программой курса информатики и ИКТ для основной и средней школы предусмотрено выполнение проектов из других предметных областей. Для успешной реализации межпредметных проектов учителю информатики рекомендуется организовать совместную деятельность обучающихся с учителем соответствующей предметной области (с учителем биологии проведение конкурса экспресс-газет к Дню Земли, с учителем истории - конкурс презентаций к Дню Победы и т.д.).

В школе регулярно организую совместно с коллегами различные конкурсы и мероприятия творческого характера с применением ИК-технологий:

1. 2010 г. - конкурс компьютерных презентаций «Великой Победе посвящается…»

2. 2011 г. - конкурс компьютерных творческих проектов «М.В. Ломоносов – великий земляк» (в различных компьютерных программах).

3. 2011 г. - конференция «Наш первый университет», посвященная 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (презентации к турниру ораторов)

4. 2011 г. – мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки «Сегодня праздник мамы, сегодня мамин день!

5. 2012 г. – творческий конкурс буклетов «Ты ещё куришь? Брось сигарету!»

6. 2013 г. – конкурс экспресс – газет, посвящённых Дню Земли

7. 2013 г. – конкурс плакатов «Олимпиада Сочи-2014»

8. 2014 г. - создание публикации «Визуальный образ олимпиады Сочи-2014»

9. 2014 г. – конкурс видеоклипов к общешкольному мероприятию «Новогодний калейдоскоп».

IMG_1761


Организуя творческую деятельность в школе, предложение поучаствовать в различной работе на благо школы или в своих личных интересах, способствует выявлению школьников, проявляющих интерес к данной деятельности. В результате такой деятельности, за последние годы наблюдается увеличение количества обучающихся, проявляющих творческую активность и занимающих призовые места в конкурсах различных уровней:

2010 г. – районный конкурс творческих работ по программе «Здоровая семья – здоровое поколение» в номинации «Компьютерная презентация» (1 место)

2012 г. – всероссийский конкурс «Мы и будущее: зелёный взгляд» в рамках «Года Германии в России 2012/2013» в номинации «Лучший плакат» (грамота)

2013 г. – районный конкурс творческих работ «Завоеватели Земли» в номинации «Буклет» (2 место)

2013 г. – районный конкурс презентаций и видеороликов «Спасибо, Вам, учителя!» (3 место)

2013 г. - участие в областном конкурсе УФСИН России по Архангельской области «За здоровый образ жизни» в номинации «Буклет»

2015 г. – 1 победитель и 2 лауреата Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Преодоление»

2015 год – 4 учащихся получили сертификаты на проектную (творческую) разработку, выполненную под руководством преподавателя во Всероссийском фестивале педагогического творчества 2014-2015 учебного года

2015 г. – участие в региональном и всероссийском этапе VI Всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый взгляд».

Взаимосвязь всех подходов к формированию творческого мышления и воображения учащихся, создание благоприятных условий для проявления и развития творческого потенциала и повышение творческой активности учеников, позволяет показать обучающимся возможности для самореализации в любой сфере деятельности, а так же достичь хороших результатов обучения школьников информационным технологиям (повышение качества выполненных работ).

Считаю, что достичь высокого качества знаний, сформировать творчески активную личность обучающегося можно:

- если создать систему непрерывного обучения ИКТ;

- если системно применять на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ;

- если технология организации творческой деятельности построена на принципах личностно-ориентированного образования.

Литература и источники информации:

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

2. http://www.school167samara.ru/petrenko.php

http://pandia.ru/text/79/235/27049.php
Точка зрения
Открытый микрофон

Огромное спасибо организаторам конференции за интереснейшее мероприятие! Участвую в ИТО второй раз. Данная форма веб-квеста очень удобна, мне понравилось работать в таком режиме. К сожалению ещё не успела познакомиться с работами всех участников, но надеюсь, что у меня будет возможность до очной части изучить опыт коллег. Каждый раз удивляюсь тому, как много у нас талантливых педагогов. Всем желаю творческих успехов!